Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«Я – преподаватель. Наукой занимаюсь в свободное от работы время»


      Интервью с
Геннадием Геннадиевичем
Сорокиным

(VI поколение)


Сорокин Г.Г., окончил физ.-мат. ф-т Ишимского Государственного педагогического института (2003 г.), кандидат социологических наук (2006 г.), доцент (2012 г.). Тюменский государственный нефтегазовый университет, кафедра бизнес-информатики и математики. Основные области исследования: социология образования, геронтосоциология. Интервью состоялось: ноябрь 2014 г.



Интервью с Геннадием Геннадиевичем Сорокиным вписывается в серию бесед с молодыми социологами Сибири и Дальнего Востока, проведенных во второй половине 2014 года. Он родился в 1981 году в Ишиме, южной части Тюменской области, там закончил школу, получил образование на физико-математическом факультете Ишимского Государственного педагогического института, учился в социологической аспирантуре Тюменского государственного университета, там же защитил кандидатскую диссертацию по информационной культуре. Сейчас работает в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Беседа с ним дает ряд интересных историко-науковедческих наблюдений.

В составе третьего социологического поколения работали и продолжает работать немалое число математиков, физиков, компьютерщиков, которые приглашались в социологические коллективы для обработки собранной информации, обоснования выборок и оказания других форм помощи в проведении теоретико-эмпирических исследований. Геннадий представляет младшую часть шестого поколения, он пришел в социологию, когда задачи, возлагавшиеся на математиков третьей когорты уже в целом были решены. Он связывал с социологией возможность обучения в аспирантуре, защиты кандидатской диссертации с последующим вхождением в науку и в преподавательский процесс. Ему удалось осуществить эту задумку, но – как и можно было предположить – за эти несколько лет у него возник интерес к разработке собственно социологической проблематики – феномен геронтообразования в России. Он стал социологом и сейчас готовит докторскую диссертацию. Однако парадоксальность развития социологии в нашей стране не исчерпала себя. Последние годы он работает на математической кафедре, среди сотрудников которой около десяти человек обладают учёными степенями по социологии.

В моей типологии социологических поколений 1981 год расположен в районе нижней возрастной границы шестой профессионально-возрастной когорты, родившиеся двумя годами позже уже относятся к седьмому поколению. Но для всех, кто родился в первой половине 1980-х и учился не в столичных ВУЗах, характерно относительно позднее знакомство со своими коллегами из других регионов и учеными из ведущих социологических центров России. Экономические кризисы, следовавшие один за другим, тормозили установлению профессиональных контактов. Это отмечает Сорокин, и об это говорят многие его ровесники. По-видимому, шестое и седьмое, отчасти – пятое поколения будут более «раздробленными», чем старшие когорты.

И предстоит понять, каким образом это обстоятельство будет определять развитие российской социологии в ближайшие годы. С одной стороны, это может дать рост новым, региональным школам социологии, с другой – порождать разного рода напряженности, конфликты.



   Текст интервью

к списку