Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«...мое исследование «качнулось» от изучения дискурсивных легитимаций участников конфликтов к рассмотрению их практик...»


      Интервью с
Еленой Валерьевной
Тыкановой

(VII поколение)


Тыканова Е.В., окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета (2010 г.), кандидат социологически наук (2013 г.). Старший научный сотрудник, ученый секретарь диссертационного совета Социологического института РАН, ассистент кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ, доцент, НИУ Высшая школа экономики (СПб филиал). Интервью состоялось: апрель – июль 2015 г.   



Конец июля 2015 года, в галерее респондентов почти 130 портретов; первые интервью состоялись в 2005 году, десять лет назад. И, по крайней мере, половину этого времени я ожидал такую беседу, которая состоялась с Еленой Валерьевной Тыкановой. Это стало ясно мне уже в самом начале нашего общения.

Не позже 2009 года я обратил внимание на «социологическую карту» Ленинграда-Петербурга и увидел, что зарождение «ленинградской социологической школы» и ее развитие происходило и происходит в буквальном смысле «на брегах Невы». Сначала был философский факультет ЛГУ, где учились А.Г.Здравомыслов, В.А. Ядов и их коллеги по первой в стране социологической лаборатории. Факультет – как и сейчас – располагался на Стрелке Васильевского острова, а лаборатория исходно размещалась в разваливавшемся тогда Меншиковском Дворце на набережной Невы. Потом коллектив Ядова работал в родившемся в 1965 году Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, который многие годы занимал Дворец Бобринских, в конце Галерной улицы. Пропущу некоторый события, с 1974 года академическая социология была «прописана» в Институте социально-экономических проблем РАН на Шпалерной (тогда Воинова) улице, это тоже – на берегу Невы.

На той же улице находится величественное здание Таврического Дворца, в нем с 1944 по 1971 гг. работала Ленинградская высшая партийная школа. В середине 1960-х кафедру марксистско-ленинской философии возглавил А.Г. Здравомыслов, и при ней была небольшая социологическая группа, решавшая проблемы партийной социологии.

И вот уже четверть века социологический факультет Санкт-Петербургского университета располагается в комплексе зданий Смольного, в непосредственной близости от Невы.

Из истории науки и культуры известно, что многие черты науки и особенности творчества ученых является продолжением, следствием культурной среды, в которой работают исследователи. Следовательно, в ленинградской социологии оправданно искать дух старого Петербурга, архитектура которого, равно как и ленинградцы, пережившие блокаду и жившие в нем в середине прошлого века, определяли многие черты городской среды и повседневного общения горожан.  Конечно, здесь, прежде всего, речь идет о методологической установке, о парадигматике поиска, но не только. Вещное наполнение, содержание городской среды послевоенного Ленинграда может быть найдено на фотографиях, сделанных в те годы, более того, опытный наблюдатель и сейчас многое увидит в структуре старых районов города, в фасадах и дворах домов и т.д. Быт и тип общения ленинградцев предстает в прозе и стихах ленинградских литераторов, в воспоминаниях жителей города. Особенно ценны в этом плане биографические воспоминания ленинградских / петербургских социологов старших поколений. Приятно констатировать, что в нашей текущей жизни обнаруживается немало следов прошлого, еще не все потеряно, еще о многом можно узнать...  

Некоторые весьма предварительные, общие соображения о корнях «ленинградской социологической школы» обсуждались мною с несколько лет назад умершим философом, эстетиком и социологом, профессором Тартуского университета Леонидом Столовичем [1], [2]. Ленинградец по-рождению, он учился на философском факультете ЛГУ одновременно со Здравомысловым,  Ядовым, А.В. Барановым,  А.А. Русалиновой и В.Я. Ельмеевым.

Когда я прочел ответ Лены Тыкановой, родившейся и живущей в Петербурге, на мой вопрос о том, в какой части города прошло ее детство и где она пошла в школу, я увидел или почувствовал в нем нечто, позволившее допустить, что в ее миропонимании и деятельности Петербург – больше, чем просто среда обитания. Вот фрагменты ее ответа:

Все мое детство неразрывно связано с центром Ленинграда и Санкт-Петербурга. С самого рождения и до сих пор я живу буквально в двух шагах от Староневского проспекта – на Исполкомской улице в доме в стиле модерн, построенном в 1914 году для церковного клира из Александро-Невской Лавры. Все эти места очень дороги мне, наполнены воспоминаниями, запахами, мелодиями и значимыми жизненными событиями. <…> Интересно, что дорогими и значимыми становятся те элементы городского пространства, которые, кажется, не могут иметь какой-либо ценности, разве что только - субъективной. Так, окна моей квартиры на втором этаже выходят в классический питерской двор-колодец. Жильцы нижних этажей практически лишены дневного света. <…>

Болезненно вспоминаю уплотнительную застройку, когда на месте сквера, в котором прошло мое детство, возвели новое жилое здание. Никто из жильцов соседних домов не стал защищать это зеленое пространство. Думаю, в том числе и это событие, впоследствии, оказало влияние на мои исследовательские интересы.

В 7 лет я пошла в гимназию на Невском проспекте и доучилась в ней до 11 класса. Исторически, точнее – биографически, так сложилось, что и вся моя дальнейшая жизнь была связана с Центральным районом. После окончания школы с медалью я поступила на факультет социологии СПбГУ, который расположен на площади Растрелли и нынешние места моей работы преимущественно расположены именно в центре города.

Внесу ясность, в моей типологии поколений советских / российских социологов Тыканова принадлежит к младшей, седьмой страте (это те, кто родился в интервале – 1983–1994 гг.), она окончила университет лишь в начале 2010 года.

Лене повезло с преподавателем, Анисьей Михайловной Хохловой, у которой она прослушала курсы по социологии повседневности, по социологии города и по социологии культуры. После лекций, вечером Лена (она училась на вечернем отделении) с подругой и этим преподавателем шли к станции метро «Чернышевская» по улицам старого Петербурга, расположенным рядом с Невой.

Далее, Тыканова вспоминает: «На третьем курсе мы с моей коллегой по обучению Еленой Петровой прогуливались дворам в районе Удельной на пути к парку Сосновка. И вдруг у нас возникла идея изучать дворы. <…> именно в тот день возник искренний интерес к городским исследованиям, которыми я пытаюсь заниматься до сих пор. <…> мы делали с коллегой попытки своеобразным образом «подцепить» атмосферу и причудливое обустройство петербургских дворов методом визуальной антропологии, но, как оказалось, эти попытки были очень наивными. Однако с большим интересом изучали старые и новые фотографии Петербургских дворов. <…> По итогам нашего дрейфа по дворам мы написали первую свою публицистическую статью в журнале ЛЭТИ “Метроном Аптекарского острова”».

Летом 2010 года Елена Тыканова поступила в аспирантуру и поступила на кафедру социологии культуры и коммуникации, где ее научным руководителем стал профессор Владимир Иванович Ильин, специалист по изучению повседневности и опытный фотохудожник.

В аспирантуре ее внимание было сфокусировано на  анализе участников конфликтов, возникающей практике процессов оспаривания городского пространства и широкого социально-политического и социально-экономического контекста, в котором действуют конфликтующие стороны. И опять в поле ее зрения – уже как исследователя – было при-Невское пространство, так называемый Сергиевский квартал.  Это – элитная часть города, ограниченная набережной реки Фонтанки, Кутузовской набережной, проходящей над Невой, ул. Чайковского и Гагаринской улицей. В 2013 году Тыканова успешно защитила кандидатскую диссертацию.

Итак, исторический центр Петербурга вошел в сознание и в личностный мир Елены Тыкановой в детстве и ранней юности, и довольно быстро Петербург стал темой ее научных интересов. Это означает, что в своей научной и педагогической деятельности она будет тяготеть к рассмотрению проблем города и населения не с абстрактных, технократических, бюрократических позиций, но с пониманием истории города, его культуры. Будет стремиться слышать «голос города».

 

1.      Столович Л. Я могу говорить о "петербургском духе" социологии // Телескоп. 2010. №6. С. 13-15 http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1328194692116213file.pdf

2.      Докторов Б. К социокультурным корням "Ленинградской социологической школы». Там же. С. 15-16.

 

 



   Текст интервью

к списку