Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«Мой путь в социологию оказался долог и тернист»


      Интервью с
Григорием Артуровичем
Ключаревм

(IV поколение)


Ключарев Г.А., окончил физ. фак. Московского государственного педагогического института (1979 г.), доктор философских наук (1994 г.), профессор по кафедре философии (1995) Нац. исслед. ун. «Московский энергетический институт», visiting professor, Институт образования, Ноттингемский ун. (Великобритания); рук. Центра социологии образования, науки и культуры, Институт социологии РАН, член Правления Об-ва «ЗНАНИЕ» России. Основные области исследования: социология образования и науки, непрерывное и дополнительное образование, образовательные системы, инвестиции в образование, наукоемкие технологии, технонаука. Интервью состоялось: июнь – октябрь 2014 г.



Григорий Артурович Ключарев представляет младшую страту 4-го поколения советских / российских социологов, это – первая послевоенная когорта. К настоящему времени, конец октября 2014 года, мною было проведено 17 интервью с членами этой профессионально-возрастной общности. Если иметь в виду базовое образование, то среди них есть философы и историки, филологи и психологи, специалисты с юридической и медицинской подготовкой. Ключарев – единственный дипломированный физик.

С одной стороны, это удивительно, ведь в предыдущем, 3-ем социологическом поколении число математиков, физиков, инженеров было весьма заметным. Так, из 23 моих собеседников 9 человек пришли в социологию, имея солидную математическую подготовку. С другой стороны, такое уникальное положение Ключарева в своем социологическом поколении вполне объяснимо; математики из предыдущего «призыва» в целом выполнили возлагавшиеся на них функции. Ими была налажена, отлажена система обработки социологических наблюдений и внедрены в практику научные приемы комплектования выборок. Математики, физики оставались востребованными, но уже как логики, концептуалисты.

Можно согласиться с Ключаревым, назвавшим свой путь в социологию долгим и тернистым. «Долгий» - это ясно, продолжительный, Ключарев окончил институт в конце 1979 году, а начал заниматься социологическими исследованиями лишь на рубеже прошлого и нынешнего веков. Тернистость пути, по мнению Ключарева, заключается в характере его конфигурации: сначала (1985 г.) была защищена кандидатская диссертация по физико-философским аспектам проблемы симметрии, затем (1994 г.) – докторская работа по логико-социальной теме – эволюции языка человековедения. Но на мой взгляд, это не тернистость как сложность, опасность, а тернистость как процесс созревания социального мышления. Переход от «чистых» философских изысканий к исследованиям в области социологии образования можно рассматривать как «прямое» продолжение работы Ключарева на ответственных постах во Всесоюзном обществе «Знание». В СССР эта организация по сути была инструментом развития непрерывного и самостоятельного образования. Именно этот круг вопросов и разрабатывает в последние годы Григорий Ключарев.

 



   Текст интервью

к списку