Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«Мой выбор был зрелым, я все равно встал бы на этот путь»


      Интервью с
Шамилем Фаритовичем
Фарахутдиновым

(VI поколение)


Фарахутдинов Ш. Ф., окончил факультет «Рационального природопользования и прикладной экологии» Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (2003), кандидат социологических наук (2006),   доцент кафедры социологии, заведующий научно-образовательной лаборатории изучения общественного мнения Тюменского государственного нефтегазового университета. Основные области исследования: Социология образования, социология молодежи, методология и методы социологических исследований.Интервью состоялось: декабрь 2014 г. – январь 2015 г.



Развиваемая мною профессионально-возрастная стратификация российского социологического сообщества представляет собою систему временных интервалов продолжительностью в 12 лет; и здесь, как и в любой подобной типологии, можно говорить о «чистых» типах и «смешенных». «Чистый» образуют те, кто родился в шестилетие, расположенное в середине поколенческого интервала, «смешенный» – родившиеся в первой и в последней трехлетках интервала.

Так, шестое поколение советских/российских социологов объединяет тех, кто родился в интервале 1971 – 1982 годы. Легко понять, что серединная «шестилетка» - это годы с 1974 по 1979; родившиеся в этот период относятся к середине, (условно) «ядру» поколения, здесь четче всего проступают характерные для данной когорты черты. Родившиеся в первой трехлетке (1971-1973 гг.) – это старшие представители шестого поколение, и в процессе их социализации, в путях, которыми они шли в социологию, может зримо проступать то, что присуще предыдущему, пятому поколению. Наоборот, социологи, годы рождения которых приходятся на последнюю трехлетку (1980-1982 гг.), образуют младшую страту шестого поколения, и в их собственно биографических и карьерных путях – в целом – можно будет обнаружить как присущее собственно шестому и более ранним поколениям, так и следующей  – седьмой когорте.

Шамиль Фарахутдинов родился в конце 1981 года, т.е. в рамках обсуждаемой типологии, принадлежит к «самой» младшей части шестого поколения: его социализация во многом проходила в контексте формирования шестого поколения, но его профессиональная деятельность протекает и будет развиваться в среде, где в равной мере будут присутствовать социологи «его» и следующего поколения. 

Вот что он сам вспоминает: «Пионером я успел побыть год или два. Но сильного идеологического воздействия, по всей видимости, данный факт на меня не возымел. Тем не менее, процесс социализации в детстве я прошел в полной мере, поскольку родители почти каждое лето отправляли меня в пионерские лагеря, где я активно участвовал во всех мероприятиях <…> Вообще, если говорить об общественной деятельности, то мне скорее это нравится чем нет». Похоже, что в воспоминаниях представителей седьмого поколения «пионерского детства» не будет, и они будут иметь совсем иное представление об общественной деятельности. Есть у меня еще одна гипотеза, Шамиль, по базовому образованию, эколог, в третьем-четвертом поколении социологов люди с естественнонаучным математическим, физическим, инженерным образованием были нередкостью, но в седьмом их будет мало. Теперь в стране существует социологическое образование, и носители его на старте карьеры будут иметь значительные примущества в сравнении с теми, кто его не имеет; соответственно, они будут фаворитами на рынке труда.

Но у Шамиля есть мощное преимущество над многими его коллегами-ровесниками. Мало кто из них так скажет о поисках себя и своего дела: «Как выяснилось позже, я ошибался, и, на самом деле социология была тем, что я искал. То есть получилось не так, что я однажды проснулся и решил для себя – буду социологом. Наоборот, я нашел сферу, которая мне интересна, а потом уже выяснил, что это социология».

Шамиль уже многое сделал, но у него сохранилось желание учиться, он увлечен своим делом, у него есть амбициозные планы, он по-молодому нетерпелив... мы давно с ним знакомы, и я искренне желаю ему всего доброго.



   Текст интервью

к списку