Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«В 1991 году GFK-РУСЬ состояла из трех человек, а сейчас нас – 380»


      Интервью с
Александром Михайловичем Демидовым

(IV поколение)


Демидов А.М.: - образование юридическое, кандидат философских наук (1987 г.), Генеральный директор Международного института маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь». Основные области исследования: стили жизни, стили потребления, общественное мнение, многоаспектный анализ российского потребительского рынка. Интервью состоялось: май – август 2014 г.



Мне бы очень хотелось, чтобы мое интервью с Александром Михайловичем Демидовым прочитало как можно большее число «чистых» социологов, исследователей рынка, полстеров и в частности – историков трех этих аналитических направлений. Возможно, я слишком увлекся изучением прошлого советских/российских социологов и не заметил, как буквально на «пустом» месте в стране сложилось сильное профессиональное сообщество исследователей рынка. Но – мне кажется – я не одинок в незнании этого процесса. 

Возможно, что в России в настоящее время подобно тому, как в США в начале прошлого века, еще сохраняется известное поверхностное отношение академической науки к изучению рынка и общественного мнения. Так, в начале ХХ столетия один из далеко смотревших в будущее менеджеров рекламных изданий обращался в ведущие американские университеты в поисках специалистов, готовых изучать воздействие рекламы. Все ассы отказывались – не хотели иметь дело с «купцами», «торгашами». Согласился молодой психолог Уолтер Дилл Скотт, признанный в наше время пионером научного познания рекламы. В начале 30-х годов, тогдашний президент Гарварда, считая, что близость к политике нанесет урон авторитету университета, отказал одному из отцов-основателей изучения общественного мнения Элмо Роуперу в научном сопровождении опросов.

Уверен, придет время, и в российских учебниках по изучению рынка будут разделы о том, как это происходило в стране. Скорее всего, сначала будет рассматриваться дореволюционный опыт, а затем будет сказано, что в постреволюционные десятилетия в СССР анализ рынка не осуществлялся, и все стало оживать лишь после перестройки. Согласно моей концепции становления современной (послевоенной) российской социологии, это было не возрождение, но «второе рождение». Тем более идея «второго рождения» распространяется на маркетинговые исследования. И поэтому следует честно признать, что Александр Демидов и несколько его коллег по цеху – первооткрыватели нового направления в российской прикладной социологии – изучение рынка.



   Текст интервью

к списку