Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«Мне повезло родиться на рубеже эпох»
«У человека, обучающегося дистанционно, должна быть высокая мотивация к этому процессу»



      Интервью с
Антоном Львовичем Абрамовским

(VII поколение)


Абрамовский А.Л. окончил факультет менеджмента Тюменского государственного нефтегазового университета (2005 г.), кандидат социологических наук (2014 г.), доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета, создатель и руководитель ИМЦ «Абрамовский и Партнеры» (www.abramovsky.ru). Основные области исследования: социология образования, социология коммуникации, информационные технологии в образовании и бизнесе. Первое интервью состоялось: февраль 2015 г., второе - октябрь 2017 г.



Первые дни марта 2015 года. Позади более сотни проведенных интервью, это еще не завершение бесед с коллегами-социологами, но момент, отстоящий намного дальше от начала работы, чем от ее завершение. И если раньше – в 2004-2005 гг. - мои традиционные вводки в интервью (я называю их «зонами свободы», ибо сам распоряжаюсь их объемом и содержанием) были короткими и несколькими словами лишь представляли моих собеседников, то в последние полгода они становятся все более пространными. Пришло время подытоживать сделанное за десять лет и в общих чертах обозначать направления анализа собранной биографической информации.

В развитии столь продолжительного проекта многое происходило в соответствии с планами, принимавшими во внимание мои научные интересы и организационные возможности. Нередко случалось, что обстоятельства заставляли корректировать план, но при этом я все же оставался в прежних границах исследовательского пространства. Но во второй половине лета 2014 года случилось то, что я не  просто не планировал делать, но от чего «бежал». В  рамках беседе о сделанном в данном историко-науковедческом проекте Л.А. Козлова спросила меня, не собираюсь ли я, накопив определенный опыт бесед с социологами пятого и шестого поколений (см. Таблицу 1), «спуститься по “лестнице поколений” еще на одну ступеньку?». Вот мой ответ: «Знаешь, никогда не говори никогда... но пока я, даже «мягко», не планирую беседы с социологами седьмого поколения. Сейчас старшим из них – 30 лет с небольшим; конечно, среди них уже есть кандидаты наук или имеющие степень Ph.D. от известных зарубежных университетов, но хотелось бы приступить к исследованию этой общности, лишь когда старшие из них подойдут поближе к 40-летию. Будет это в начале 2020-х, так далеко я свои планы не строю...» [1]

Это  было сказано в конце июля или начале августа 2014 года, и в тот момент я был уверен, что социологов седьмого поколения я интервьюировать не буду. Но уже 24 августа я отправил Дуне (Евдокии) Романовой просьбу рассказать о своей жизни и работе и на следующий день получил от нее ответ:

Здравствуйте Борис Зусманович!с удовольствием поучаствую в вашем проекте:)мне 24, я родилась в 1990 году (но все еще в СССР).я на рабочей встрече в Турции, но лучше начать работу уже сейчас, потом будет еще сложнее со временем.буду ждать ваших вопросов,Дуня

Так началось мое общение с представителями самого младшего поколения современной советской / российской социологии. Прошло всего полгода, и в моей коллекции уже имеется восемь интервью с социологами седьмой когорты; столько же, сколько с «первопроходцами». Сейчас не буду останавливаться на причинах, в силу которых я все же отважился на беседы с молодыми социологами, отмечу лишь то, что практика работы в этом направлении подтвердила правильность сделанного разворота.

Во-первых, увеличились шансы открытия, обнаружения новых тенденций в механизмах формирования нашего профессионального сообщества и, таким образом, несколько усилилась роль футурологической составляющей данного исторического исследования.

Во-вторых, принципиально расширились возможности для сравнительного анализа главных характеристик семи страт нашего профессионального сообщества. Более того, появляются все новые аргументы в пользу плодотворности рассмотрения истории послевоенной советской / российской социологии как процесса становления и смены поколений. В частности, может оказаться полезным функциональное прочтение истории социологии, где в центре анализа будет динамика функций (предназначений) каждой когорты в коллективном возведении здания российской социологии.

Таблица 1. Главные функции первых семи поколений советской / российской социологии

Поко-ление

Годы рождения представителей поколения

Кол-во опрошен-ных

Доминантная функция

I

1923 - 1934

8

Конституирование социологии как самостоятельной науки

II

Конец 1920-х –начало 1930-х

13

Расширение предметного поля исследований

III

1935 - 1946

23

Развитие эмпирических методов

IV

1947 - 1958

24

Сохранение достигнутого, испытание нового

V

1959 - 1970

13

Обогащение парадигматики и методологии

VI

1971 - 1982

16

Определение характера постсоветской российской социологии

VII

1983 - 1994

8

Вхождение в глобальное социологическое сообщество

Итого

105

 

 

В-третьих, свыше ста биографий социологов разного возраста – на данный момент, от 20 до 90 лет – это ценнейший материал для культурологического изучения российского общества и памяти людей на более чем вековом отрезке истории. Ведь в рассказах социологов всех поколений присутствуют описания жизни их родителей и более далеких предков, а значит – события дореволюционной России, Революции и  Гражданской войны, индустриализации и  коллективизации, Великой отечественной войны и далее. И все это – не абстрактно, через конкретные факты,  незаживающие раны семей.

Вот фрагмент из приводимого ниже интервью с тюменским социологом Антоном Львовичем Абрамовским: «Мой дед родился в Белоруссии, во время немецкой оккупации был партизаном, воевал, как и многие люди того времени. Моя бабушка родом из Украины, во время войны немцы угнали ее и всю семью в Германию на работы. Но ей повезло — фрау, на которую ей пришлось работать, оказалась достаточно хорошим человеком. Несколько лет назад я даже нашел бабушкин фотоальбом, в нем есть несколько фотографий именно того периода ее жизни. После Победы у бабушки был выбор — оставаться в Германии или возвращаться в СССР. Она выбрала второе. Выбрала и до конца жизни боялась говорить о своей жизни в оккупации, считала, что до сих пор “стены слышат”». Вообще для меня тематика Великой Отечественной войны представляла и представляет интерес, ведь я внук тех, кто столкнулся с этим ужасом лицом к лицу”. Замечу, это слова человека, родившегося в 1983 году.

В Таблице 1 представлены доминантные функции каждого поколения. В дальнейшем их названия будут уточнятся, поскольку четче, детальнее будет представление об историческом предназначении каждого поколения социологов, но сейчас, в моем понимании, главная задача седьмого поколения – стать полноценным элементом  глобального социологического сообщества. Это не  новая задача, по сути для ее решения еще в 1958 году, т.е. свыше полувека назад, создавалась Советская социологическая ассоциация. Но до перестройки, при жестком разделении социологии на буржуазную и марксистскую, при наличии «железного занавеса» ни о каком реальном вхождении отечественной социологии в мировую социологическую науку не могло быть и речи. Четверть века, прошедшие после перестройки, создали предпосылки для такого движения.

Беседы с Варварой Бондарено, Александрой Дмитриевой и  Александром Кондаковым (СПб), Ростиславом Кононенко и Айгуль Мавлетовой (Москва), Евдокией Романовой (Университет в Эль Пасо, Техас, США), Татьяной Гаврилюк (Тюмень) однозначно показывают, что они не только ориентируются на сотрудничество с зарубежными социологами, на освоение их опыта, но готовы к этому и многого добились на этом пути.

Траектория жизни Антона Абрамовского весьма интересна, не стандартна. Еще школьником, до поступления в Тюменский нефтегазовый университет он заинтересовался Интернетом и созданием сайтов, но поступил на гуманитарную специальность «Социальная работа» и, как он отмечает, о своем выборе не пожалел ни разу. В своем дипломном исследовании «Информационные технологии в социальной сфере» он успешно соединил оба своих интереса, и после окончания университета в 2005 году поступил в аспирантуру и начал преподавать на кафедре Маркетинга и муниципального управления.  

В качестве кандидатской диссертации он избрал тему «Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования». Процесс написания диссертации растянулся на восемь лет, он защитил ее лишь в декабре 2014 года. Но летом текущего года исполнится 10 лет его информационно-маркетинговому центру «Абрамовский и Партнеры», основное направление деятельности которого - разработка Интернет-сайтов, реклама в Интернете и продвижение сайтов в поисковых системах.

Уже сейчас Антон Абрамовский как социолог, наблюдающий процессы глобализации, и как специалист, работающий во «всемирной паутине», понимает, что успех его профессиональной деятельности во многом будет определяться глубиной его собственного и всех российских коллег проникновения в глобальное социологическое сообщество. И видно, что он человек такого характера и такого настроя, который будет стараться идти и дальше этим путем.

И им же будут следовать многие, кому «повезло родиться на рубеже эпох».

 

[i] Историко-биографическое исследование российской социологии: к десятилетию проекта.  Б. Докторов отвечает на вопросы Л. Козловой // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2014. № 4. С. 19-28 http://www.cogita.ru/cogita/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/10-let-2013-unikalnomu-proektu-istoriya-sovremennoi-rossiiskoi-sociologii-v-licah

 



   Текст интервь
     Второе интервью


к списку