Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus
Борис Докторов. Биографические интервью с коллегами-социологами


«Мы выстояли в самый тяжелый период и потом неуклонно и быстро стали набирать обороты»


      Интервью с
Мариной Станиславовной
Безугловой

(V поколение)


Безуглова М.С., окончила 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова (1987 г.), кандидат медицинских наук (1991 г.). Заместитель Генерального Директора ГфК Россия; Руководитель направления исследований фармацевтического и медицинского рынков  региона Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка. Основные области исследования: фармацевтический, финансовый, автомобильный  рынки, а также рынки технологий, розничной торговли, товаров длительного пользования. Интервью состоялось: февраль – май 2015 г.   



В рамках развиваемой мною концепции поколений Марина Безуглова относится к пятой когорте советских / российских социологов, т.е. тех, кто родился в различные периоды 60-х (1959 – 1970 гг.). В конце 2010-х, когда я задумывался о названиях поколений отечественных социологов, у меня фактически не было интервью представителями V поколения, и я не мог выделить определяющие его черты. С учетом самых общих характеристик социально политической ситуации в СССР оно было названо «постоттепельным». Позже мне показалось интересным найти названия поколений, принимающие во внимание специфику задач, решение которых возлагается на каждую из этих профессионально-возрастных общностей историей развития российской социологии. Получился такой ряд: I поколение - «Конституирование социологии как самостоятельной науки», II поколение - «Расширение предметного поля исследований», III поколение - «Развитие эмпирических методов», IV – поколение - «Сохранение достигнутого, испытание нового» и V поколение - «Обогащение парадигматики и методологии».

Сейчас конец мая 2015 года, в моей коллекции – около 120 интервью, из них 17 – с представителями V поколения; уже есть основания для теоретико-эмпирического анализа; обозначу самые общие наблюдения. Первое: хотя среди кандидатов и докторов наук есть обладатели степеней по социологическим наукам, практически нет тех, чье базовое образование – социология. Второе: это сообщество весьма дисперсно по направленности профессиональной деятельности: социологи-исследователи, преподаватели, полстеры, исследователи рынка, политологи. Ничего подобного не было – не могло быть - даже в  IV поколении. Третье: приход в социологию представителей V поколения продиктован различного рода личными размышлениями, порожденными событиями, духом перестройки, хотя внешне «подключение» к социологии (в широком понимании) нередко смотрится как нечто случайное, не подготовленное обстоятельствами, логикой юношеской социализации и студенческих лет. Четвертое: карьера немалой части моих собеседников, представляющих рассматриваемое поколение, сложилась успешно благодаря помощи зарубежных фондов и отдельных иностранных ученых российским социологам. В начале 90-х возникла еще одна площадка для быстрого и эффективного освоения молодыми социологами достижений Западной науки в изучении населения и его многочисленных страт, групп. В частности, я имею в виду рождавшиеся тогда исследовательские компании с российским и иностранным капиталом. Прежде всего такие организации начинали активно работать в области изучения общественного мнения, рынка, аудиометрии.

Судя по  рассказу Марины Безугловой, на нее распространяются все указанные положения. По образованию она – медик, пришла в исследование рынка уже будучи кандидатом медицинских наук. Её образование и опыт исследований в эпидемиологии оказались релевантными тем задачам, которые ей пришлось решать на первых порах. В школьные и студенческие годы, состоя в Комсомоле, она старалась держаться подальше от идеологии. В годы перестройки, пишет Марина: «общество воодушевилось и политизировалось, и я вместе с ним». В начале 90-х, наблюдая развитие рынка и возникновение новых возможностей для приложения собственных сил, ей захотелось поменять собственную жизнь. Её внимание привлекли иностранные компании, в которых были вакансии, связанные с медициной. Так она оказалась в компании Russian Market Research Company, где искали консультанта в отдел маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке.

Прошли годы, Марина Безуглова – заместитель генерального директора GfK-Россия, руководитель исследований фармацевтического и медицинского рынков  Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки GfK Group



   Текст интервью

к списку