Тематические рубрики
Проект

О ходе выполнения проекта в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" (открыть).

Система Orphus

Горшков М.К., Шереги Ф.Э.

Молодежь России: социологический портрет

Текст книги (полный)

Введение

Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие её мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы: интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества путём принятия ею (экстерьеризации) господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ориентаций, побудительных мотивов поведения (процесс воспитания и обучения); дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путём образовательной и экономической «селекции» (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка). В результате социализации молодежи она либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими (в том числе распределительными) отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества (и идеологическими, и правовыми, и распределительными), отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений[1].

По своей сути воспроизводство общества - это воспроизводство его профессиональной, затем - социальной (или социально-классовой), а в итоге - политико-идеологической структуры. Для краткости весь этот процесс «замещения» прежнего общества новым можно назвать воспроизводством социальной структуры (в обиходе - сменой поколений). Полный цикл воспроизводства (обновления) социальной структуры общества в среднем занимает 40 лет, в том числе начальная стадия - 10 лет (от начала воспроизводства рабочего класса - с 16 лет - и до начала воспроизводства гуманитарной и научной интеллигенции - в среднем с 26 лет).

Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.

Процесс самореализации предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге - социально- статусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т.е. поэтапного «замещения» старшего поколения на принципах исторической преемственности.

Результат взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения - это «образ» его социальной и гражданской идентичности, выступающий в качестве индикатора эволюционного или конфликтного вхождения молодого поколения во взрослую жизнь, степени гармоничности или дисбаланса социально-экономических процессов, составляющих опору интегрированной в государство общности[2]. Благоприятными процессы социализации и самореализации молодого поколения являются тогда, когда государство строит общественные отношения на принципах социально-справедливого экономического обмена, подкрепленного Конституцией, системой кодифицированного права, при консолидированности граждан, их этнической и конфессиональной толерантности.

Сформулированное выше - это общетеоретические положения, интегральные по содержанию, а посему не всегда с необходимой полнотой верифицируемые при помощи эмпирических показателей. Ведь каждая личность проявляет свою социальную идентичность индивидуально, опосредовано широким спектром порой весьма вариативных интересов. И задача социализации молодежи, а в последующем - результативного и прогрессивного содействия её самореализации заключается в том, чтобы многообразие по содержанию индивидуальных идентичностей по форме интегрировалось в социальное единство граждан государства.

В данной монографии авторы придерживаются «официально» принятой в Российской Федерации позиции возрастной сегментации молодежи - 14-30 лет, и социологический анализ общих проблем молодежи, проведенный на основе исследования в мае 2009 года, осуществлен на таком объекте. Однако имеется ряд проблем, «компетентностные» границы которых требуют иной сегментации, иначе гарантировать объективность информации невозможно. В частности, при изучении многих экономических, политических и правовых вопросов в качестве объекта анализа должна выступать совершеннолетняя молодежь, которая полноценно включена в общественное разделение труда. В этом случае возрастные рамки объекта социологического анализа составили 18-30 лет. Иной является возрастная градация при рассмотрении темы профессиональной ориентации учащейся молодежи и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Здесь возрастные рамки - 15-26 лет объективно заданы. В дальнейшем, по ряду проблем (трудовая адаптация, трудовая карьера, профессиональная переподготовка и повышение квалификации) к анализу подключена возрастная группа 18-30 лет, а в случае аспирантов и молодых ученых - до 35 лет. Возрастные рамки при изучении потребления молодежью психоактивных веществ - 11-24 года, а при изучении беспризорных - 6-17 лет. Такой дифференцированный подход к выбору возрастных границ молодежи в зависимости от анализируемых социальных проблем гарантировал высокий уровень достоверности данных, так как речь ведется именно о категории молодежи, которая является носителем той или иной конкретной проблемы. И, естественно, выводы не распространяются на ту часть молодежи, которая не является носителем анализируемой проблемы, поскольку ее суждения не отличаются компетентностью.

Анализу характера социальной идентичности российской молодежи в возрасте 14-30 лет было посвящено общероссийское социологическое исследование, призванное дать эмпирическое описание состояния социализации и самореализации российской молодежи на основании эмпирических показателей[3].

Социальная структура выборочной совокупности - 2000 человек - основана на следующих статистических параметрах. Общая численность учащейся молодежи - 35,5% общей численности молодежи в возрасте 14-30 лет. В том числе: учащихся 8-11 классов - 18,4%, учащихся ПТУ, лицеев - 3,2%, студентов техникумов, колледжей - 4,5%, студентов вузов - 9,4%. Доля работающей молодежи 14-30 лет в составе молодежи соответствующего возраста следующая: сельская молодежь (без учета учащейся молодежи села) - 18%, рабочая молодежь - 20%, работники сферы услуг (без высшего образования) - 10%, представители технической интеллигенции (инженеры, техники, работники конструкторских бюро) - 4,7%, гуманитарной интеллигенции (учителя, преподаватели, врачи, журналисты, ученые) - 4,7%, профессиональные военные, сотрудники МВД и иных силовых структур - 4%, представители малого бизнеса - 2,6%.

____________________

[1] См.: Осипов Г.В. Социология и общество. М.: 2007.

[2] См.: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Шаповалов В.А. и др. Социология молодежи. Ростов-на-Дону, 2001; Социология молодежи. / Под ред. Кузнецова В.Н., М., 2005.

[3] Излагаемый далее материал основан на общероссийском исследовании, проведенном Центром социального прогнозирования и маркетинга в апреле-мае 2009 г. в 21 субъекте РФ, с репрезентацией данных исследования на федеральном уровне и на уровне административных округов РФ.

Объект исследования - представители основных социальных групп молодежи в возрасте 14-30 лет.

Объем выборочной совокупности (массива респондентов) - 2000 человек.

Задачи исследования состояли в том, чтобы, изучить:

  • социальное самочувствие молодых людей, степень влияния на него мирового финансового и экономического кризиса;
  • проблемы, решение которых молодые люди считают для себя сегодня наиболее важными;
  • структуру ценностных предпочтений молодых людей и видение ими возможностей для формирования своей карьерной траектории;
  • наличие у молодых людей идеалов, образцов для подражания (кумиров) в сфере культуры, спорта, науки, бизнеса, политики;
  • характер оценки молодежью успешности реализации государственной молодежной политики;
  • мнение молодежи о возможностях и степени своей включенности в выработку основных принципов государственной молодежной политики в процессе ее реализации;
  • степень реальной и потенциальной общественной активности молодежи;
  • наличие патерналистских ожиданий в молодежной среде и степень самостоятельности в реализации своей жизненной траектории;
  • уровень патриотизма;
  • влияние современной информационно-коммуникационной среды на формирование социальной и гражданской позиции молодежи;
  • потребность и доступность для молодежи культурных благ;
  • уровень возможностей для самореализации молодых людей в профессии, степень дискриминации по уровню дохода;
  • предпосылки формирования общественных объединений молодых граждан;
  • отношение к бизнесу;
  • отношение к религии;
  • уровень толерантности в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений;
  • восприятие молодежью здорового образа жизни как ценности. Основной акцент в исследовании ставился на процессы социализации и самореализации молодежи.

Заключение | Назад